Поиск
  • Дмитрий Мостовщиков

Моногамная полигамность

Привет!

Меня зовут Дмитрий и я сек-психолог.

—Дима, просматривая историческую литературу или фильмы, создаётся ощущение, что вид отношений, который принят сейчас за норму зародился не так давно. В одной из прошлый статей ты рассказывал, что биологическая цель мужчины – продление рода, а цель женщины – воспитание таким образом, чтобы новое поколение также смогло иметь детей. Каким образом получилось, что социальное стало преобладать над биологией? Откуда взялись эти нормы и правила? Есть ли от них выгоды?


Стоит напомнить, что моногамные отношения приняты не везде. Есть культурные группы и религиозные конфессии, которые не запрещают наличие нескольких супругов или партнёров. Думаю, многие знают, что Коран не запрещает мусульманам иметь несколько наложниц. Для этого необходимо выполнять ряд достаточно жёстких социальных требований, но это возможно.


Почему другая ситуация в Европейских странах, Америке, Китае, Индии и других? Самый простой ответ на этот вопрос – концептуально так сложилось. Однако, думаю, он ни тебя, ни наших уважаемых читателей не удовлетворит. Чтобы погрузиться в историю борьбы человечества со своей биологической природой нужно вспомнить несколько значимых, назовём их, эпох, которые человек пережил. Что стало ключевым в культуре, философии, а значит и сознании человека.


В этой статье я буду опираться на опыт европейских стран и России в том числе. Погнали!

В древние времена в первобытном обществе было преобладание биологического над социальным. Баланс между жизнью и выживанием был не в благоприятную пользу. У человечества не было современных способов защиты с агрессивным внешним миром кроме собственной биологии. Единственный способ сохранить вид – брать количеством.


Именно в доисторические времена начали зарождаться первые философские основания взаимоотношений. Возвращаясь к ролям и к защите от окружающего мира – роль женщины предполагала ответственность за развитие и поддержку молодого поколения. Древние люди поняли, что не столько зачатие, сколько воспитание имеет ключевую роль для выживания. Так зародился первый культ женщины, иначе, матриархат. Именно женщины, благодаря своему "встроенному в мозг" чутью определять различия в ДНК, могли выбирать отцов будущего поколения.


Философия и этика еще были в самых зачатках, общество не задумывалось над сегодняшними общепринятыми нормами морали. Оно не доросло, в этом не было необходимости. Деление было на "полезно" и "вредно" для общины и для выживания. Собирать ягоды – полезно. Рожать слабых детей – вредно. Опасная для жизни охота – полезно. Оставлять в живых вора, который покусился на общее благо – вредно.

Далее наступили средние века. Эпоха инструментального, социального, культурного, религиозного и философского развития. Экспансия новых земель, победы и поражения. Классовые расслоения на властьимущий богачей и простых работяг, для которых внешняя агрессивная среда сменилась на внешнее агрессивное общество. Жизнь по принципу "или ты или тебя" – разделение на тех, кто работает и тех, кто ест.


В новых реалиях того времени философы начали задумываться о смысле бытия, о роли и предназначении, о предельных основаниях человеческой жизни и деятельности. И если для тех, кто погружён в ежедневную деятельность для выживания такие экзистенциальные вопросы своего существования были неактуальны, то праздно живущие и, по сути, не имеющие биологической борьбы с окружающей действительностью стали задумываться о не биологической цели своего существования. Таким образом появляется сильнейший вектор для развития культуры, религии, правовых норм и морали.


—Дима, получается, что человек придумывает социальное оправдание своего существования от слишком хорошей жизни?


Человеку нужны абстрактные цели тогда, когда биологические уходят на второй план. Безопасность достигнута, кров, еда, вода в достатке, проблема продления рода не стоит.


Здесь же появляется дуализм в отношениях. Гедонистам возможны все прелести биологического – полигамного подхода. В то время, выживающим проще объединятся в долгосрочные парные отношения, что выгодно экономически.

Наступает ренессанс. Еще сильнее происходит расслоение на людей, которые продолжают бороться за своё выживание и на тех, кому положение позволяет не задумываться над биологическим смыслом жизни.


В философии, а значит и в сознании, развивается мысль об особом статусе человека, о его свободе мысли и поступках. Человек мыслящий обладающий разумом и творчеством – есть высшая сила и эту силу нужно использоваться с умом. Так зарождаются моральные принципы о добродетельности и врождённой доброте каждого человека.


Порождённые абстрактные представления о человеке находят своё отражение в религии и морали, в этике и в нормах социального поведения. Парадоксальность ситуации того времени заключается в представлении человека со свободой воли, но которому нужны границы в виде законов и правил. И если раньше правила диктовались скорее биологическим смыслом, то теперь на первый план выходят социальные – нормы поведения и этики. Человек свободный, помещённый в социальные рамки абстрактного представления.


И здесь очень важный момент – социальные правила и нормы становятся преобладающими над биологическими. Нужды и потребности тела становятся вторичными, считаются низменными. Душа и разум человека, запертые в телесную клетку, ставятся превыше биологических потребностей. В сознании человечества укрепляется мысль: в первую очередь необходимо жить по законам разума, но не биологии.


Законы разума захватывают и интимную сферу жизни. И даже для гедонистических людей полигамный образ жизни становится не более, чем средством достижения абстрактных целей. Семейные ценности моногамных отношений начинают преобладать во всех социальных слоях.

Новое и новейшее время ознаменовалось победой в борьбе человека с окружающим миром. Научное и экономическое развитие позволило окончательно для большинства людей поставить вопрос выживания на второй или даже третий план. Наступила эпоха постмодернизма, в которой наибольшую угрозу для выживания представляет сам человек и его сущность. Сильнее развивается философия гуманизма, через абсолютное принятие собственного "Я", а значит, как мы разобрали выше, появление всё более строгих абстрактных социальных рамок.


"Играть в психологические игры" становится лучшим способом защиты человека от самого себя и себе подобных. Мы играем в культурные, социальные, религиозные и этические нормы. Боимся их нарушать, будучи чувствуя опасность от общества окружающих нас людей. Мы более не боимся природы, хищников, воин, болезней – мы боимся нарушить общественные правила, т.к. человек человеку – вау волк, а настроить общество против себя в XXI веке гораздо опаснее, чем бой гладиатора с тигром.


Подводя итоги


Борьба человека с окружающим агрессивным миром несёт биологические нормы и правила. Среди которых полигамия является более выигрышной.

Как только борьба с биологическим миром отходит на второй план, человеку необходимо загнать себя в определённые рамки жизни, в качестве которых выступают абстрактные социальные и этически нормы.


Чем лучше мы живём с биологической точки зрения, тем больше моральных принципов порождает общество. И сегодня одной из таких исключительно социальных норм является моногамия.


Апофеозом развития становится борьба человека с самим собой и окружающим обществом. Поэтому начинают появляться новые формы, которые вполне вероятно в будущем станут нормой общества: однополые и полиаморные отношения. И всё для того, чтобы, во-первых, создать новые нормы морали, с другой – соблюдать их во благо мира в обществе.


—Дима, кажется в этой статье мы затронули гораздо более глубокую тему. Не только, откуда берется полигамные или моногамные отношения, а зачем человеку философия, этика и мораль. Спасибо!


Контакты психолога Дмитрия Мостовщикова в Москве:

Facebook, Vk, Instagram, b17, канал в Telegram, личный сайт dmostov.ru

Просмотров: 2
  • WhatsApp
  • Viber

Дмитрий Мостовщиков — психолог в Москве